Tuesday, 21 February 2023

Как устроено мышление ребенка первых лет жизни?



Как раз до возраста 3-4 лет мир самого ребенка и мир вокруг едины и не отделены друг от друга. Родители или воспитатели — это только часть этого мира, за ними не признается наличие собственных чувств, каких-то интересов, вообще собственной жизни. Если взрослый куда-то исчез на время, отлучился он временно «вычеркивается» в какое-то странное место «работа», «дела».

 Вся его Вселенная – это пока то, что он сам видит, чувствует и фантазирует. Круг его интересов очерчен только тем, что связано с ним лично. Даже пространственная ориентация для него применима только по отношению к нему самому. То есть все эти «над», «под» и прочие «сверху – снизу» воспринимаются ребенком только по отношению к нему самому, в противном случае малыш просто не усвоит значение этих слов. Иначе он, пока, не способен понимать.

Любые способы «вторжения» в реальность ребенка со стороны взрослых с целью «причинить благо» будут восприняты им как одно из «событий его мира», а не как диалог с «иным разумом». Пока он не осмысливает это как диалог с некими отдельными сущностями, это еще впереди.

В этом возрасте мир ребенка похож на некую замкнутую, прозрачную сферу, все знания о том, что происходит вне этой сферы ограничены теми сведениями, которые малыш получает при «перекатывании» этой сферы вместе с ним в пространстве, сталкиваясь с какими-то объектами или препятствиями. Там снаружи, какие-то люди что-то делают, о чем-то пытаются говорить, но это конечно занимательно и не более того. В мире ребенка, как вы понимаете, на этот момент есть только один человек – это он сам. Конечно, если действие «снаружи» было достаточно сильным в учет оно безусловно принимается, но с учетом только той отдельной реальности в которой сейчас живет малыш.

Ещё одна немаловажная особенность ребенка, в отличии от взрослого он не умеет отличить реальность от вымысла. Он не разделяет объективную реальность от снов, игры воображения, фантазий. Реальное и нереальное будут переплетены в сознании дитя нераздельно. Не разделены четкими границами то, что является фантазией или игрой воображения и то что есть на самом деле или может быть реальностью. Это все пока для него единая действительность. Этот период сказки и реальности, - два в одном, длится аж до 6 лет. Только после шести он сможет проводить границу между тем и этим.

Об особенностях детского мышления можно почитать у профессора Выготского Л.С. 

Источник:
 https://expertology.ru/chemu-mozhno-nauchit-rebenka-v-1-god/

No comments:

Post a Comment