Как раз до возраста
3-4 лет мир самого ребенка и мир вокруг едины и не отделены друг от друга.
Родители или воспитатели — это только часть этого мира, за ними не признается
наличие собственных чувств, каких-то интересов, вообще собственной жизни. Если
взрослый куда-то исчез на время, отлучился он временно «вычеркивается» в
какое-то странное место «работа», «дела».
Вся его Вселенная – это пока то, что он сам
видит, чувствует и фантазирует. Круг его интересов очерчен только тем, что
связано с ним лично. Даже пространственная ориентация для него применима только
по отношению к нему самому. То есть все эти «над», «под» и прочие «сверху –
снизу» воспринимаются ребенком только по отношению к нему самому, в противном
случае малыш просто не усвоит значение этих слов. Иначе он, пока, не способен
понимать.
Любые способы
«вторжения» в реальность ребенка со стороны взрослых с целью «причинить благо»
будут восприняты им как одно из «событий его мира», а не как диалог с «иным
разумом». Пока он не осмысливает это как диалог с некими отдельными сущностями,
это еще впереди.
В этом возрасте мир
ребенка похож на некую замкнутую, прозрачную сферу, все знания о том, что
происходит вне этой сферы ограничены теми сведениями, которые малыш получает
при «перекатывании» этой сферы вместе с ним в пространстве, сталкиваясь с
какими-то объектами или препятствиями. Там снаружи, какие-то люди что-то
делают, о чем-то пытаются говорить, но это конечно занимательно и не более
того. В мире ребенка, как вы понимаете, на этот момент есть только один человек
– это он сам. Конечно, если действие «снаружи» было достаточно сильным в учет
оно безусловно принимается, но с учетом только той отдельной реальности в
которой сейчас живет малыш.
Ещё одна
немаловажная особенность ребенка, в отличии от взрослого он не умеет отличить
реальность от вымысла. Он не разделяет объективную реальность от снов, игры
воображения, фантазий. Реальное и нереальное будут переплетены в сознании дитя нераздельно.
Не разделены четкими границами то, что является фантазией или игрой воображения
и то что есть на самом деле или может быть реальностью. Это все пока для него
единая действительность. Этот период сказки и реальности, - два в одном, длится
аж до 6 лет. Только после шести он сможет проводить границу между тем и этим.
Об особенностях
детского мышления можно почитать у профессора Выготского Л.С.
Источник: https://expertology.ru/chemu-mozhno-nauchit-rebenka-v-1-god/
No comments:
Post a Comment